ГлавнаяСельское хозяйствоИз истории села Ерси

Из истории села Ерси

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

2На нынешнем этапе интерес людей к своим корням, к своему прошлому и настоящему все усиливается. Опубликованы монографии по истории отдельных народов, сел, пишут их как профессиональные историки, так и любители – краеведы. Для истории ценен каждый народ. Воссоздать историю того или иного народа в полном объеме невозможно, не изучив прошлого каждого села. Это касается и истории табасаранского народа.

Многие табасаранские села или группы сел имеют местные отличительные особенности в жизни сельчан, их языке, одежде, следах прошлого. Почти в каждом селении сохранились памятники эпиграфики, башни, мечети, среди жителей бытуют исторические предания, легенды, фольклорные жанры. Освещение исторического прошлого селений поможет выяснению взаимоотношений отдельных тухумов, членов общества, а также вооружить и обогатить молодежь всесторонними знаниями об истории не только отдельного или группы селений, но и всего народа, передать новому поколению лучшие народные традиции, укрепить преемственную связь поколений. Молодежи, которая не испытала тяжести прошлого, примеры из истории села дадут конкретное представление о прошлом сельчан. Раскрытие исторического прошлого села поможет выявлению исторических личностей, сыгравших роль как в истории данного села, группы сел, так и всего народа.
К числу древних и крупных табасаранских селений относится Ерси (Ярса, Эрси).
Природно-географическая среда- один из важных факторов основания и дальнейшего развития каждого села. Принципы расселения жителей с. Ерси были общими как и для остальных дагестанских. При этом учитывалось наличие воды, пахотных полей. Важным был фактор оборонительный. Ерси, как и остальные села, было основано с расчетом, чтобы к нему трудно было проникать завоевателям. Как правило, в прошлом почти все дагестанские села были расположены или на крутых склонах, или на больших скальных плитах, или на возвышенностях, на вершинах холмов.
При сборе полевого историко-этнографического и фольклорного материалов большую помощь оказали информаторы сел. Ерси: Аскендеров Абдулманап (1912г.р.), Аскеров Исмаил (1895), Исмаилов Исрафил (1888), Ахмедов Гаджимахамед (1900г.р.), Джабраилов Зубаир (1911г.р.) и др.
Необходимо отметить и значение данных языка. Немецкий ученый-филолог Якоб Гримм писал: «Существует более живое свидетельство о народах чем кости, оружие и могила: это-их язык».
Исторические сведения о прошлом с. Ерси весьма скудны. Большой интерес представляли бы археологические данные. К сожалению, в археологическом отношении территория с. Ерси не исследована. На склоне оврага, за восточным краем села в 1941 г. при проведении земляных работ здесь обнаружен каменный ящик с человеческим скелетом, при котором находились глиняные сосуды и бронзовые предметы, браслеты, колечки и др.
Касаясь вопроса происхождения названия села Ерси следует отметить, что существует несколько версий. По одной из них жители покинули свое село из-за змеиного дождя. Согласно этой версии вместе с дождем в сел. Ерси выпало значительное количество змей и жители, спасаясь от них, вынуждены были покинуть родное село и основать его на новом месте.
Однако условия для жизни на новом месте их не устраивали и вскоре вынуждены были вернуться обратно на территорию старого села, и отсюда селение получило название Ярси(Ерси) - старый. Имеются и другие версии.
Село Ерси – одно из древних табасаранских населенных пунктов, история которого тесно связана с историей Табасарана и остальных регионов Дагестана. Согласно разным преданиям, селение Ерси основано значительно раньше, чем здесь поселились персы, арабы или тюрки.
В древний период территория, занимаемая селением Ерси, входила в Кавказскую Албанию и, может быть, с. Ерси - один из 29 населенных пунктов, о которых пишет Клавдий Птоломей. Говоря о времени основания сел. Ерси следует отметить, что в его возникновении и дальнейшем развитии значительным было влияние жителей селений, расположенных вокруг сел. Ерси, которые были разрушены в период войн, стихийных бедствий. Такими селами были Урниг, Эмюзги и др., фундаменты домов этих сел и ныне заметны в лесу Бендмеше.
О древности сел. Ерси свидетельствуют и сведения о тухумах. Их было много. Названия тухумов свидетельствуют, что они выходцы из различных сел, которые переселились в Ерси в разные времена. О том, что на ранних этапах исторического прошлого жители сел. Ерси говорили на табасаранском языке, свидетельствуют данные топонимики, которая сохранила много названий на этом языке. Вот некоторые из них «Мисандагар» (пруд Мисана), «Гъавгъидагар» (замерзший пруд), «Беганхяр» (бекский сенокосный участок), «Татлинжехер» (груша петуха), «ПажартIил» (укрытие), «Къярарик» (у скал), «Латакк» (у бассейна), «Мер жяхяр» (сладкая груша), «Маччлинххянак» (стойбище овец), «Аскканхяр» (нижний сенокос), «Габангала» (стоянка пастуха), «Ярхидагар» (длинный пруд), «ххярил» (на покосе) и многие др.
И сегодня в речи ерсинцев сохранились такие табасаранские слова, как жилгъа – тропинка, гудгуд – индюшка, хамсар- сорт ягоды, хандаг- фундамент, гаван (габан)- пастух, гьирбияр- хуржины, пирпияр- седло, чвуккури (чвугри)- миска, билих- маленький чувал, леген- тазик, гамшар- буйволы и др.
Для подтверждения того, что жители сел. Ерси в прошлом говорили на табасаранском языке не лишним будет остановиться и на примере некоторых других сел, население которых также на ранних этапах истории говорило на табасаранском языке. Например, жители с. Арак Табасаранского района, в прошлом говорили на табасаранском языке.
Конечно, проникновение тюркского языка в табасаранский, а также смена языка жителей с. Ерси, а также селений Арак, Дарваг, Марага, Хили-Пенджик – это процесс длительный, на который влияли различные факторы, обстоятельства, причины, события. Начало этого явления следует отнести к раннему средневековью, ко времени вторжений в Дагестан, в том числе и в Табасаран, гуннов, савир, булгар, хазар и т.д. Продолжение и дальнейшее углубление этого процесса связано с нашествиями кипчаков, огузов.
Начиная с раннего средневековья территория Ерси вместе с соседними селами подвергалась нашествиям сасанидов, арабов, затем многочисленных тюркоязычных племен, известных под этнонимами «гунны», «хазы», «огузы», «кыпчаки» и др. Взаимопроникновение этих и других тюркских этнических групп, следует полагать, лежало в основе постепенного формирования азербайджаноязычного населения на территории расселения табасаран, в том числе и предков ерсинцев.
Вытеснение табасаранского языка азербайджанским продолжалось и в последующие века, особенно в XVII-XIX вв.
Представители табасаранского народа были знакомы с культурой, особенно с фольклором азербайджанского народа.
Усиление влияния азербайджанского языка в табасаранских селах следует объяснить и таким фактором, как игнорирование отдельными беками табасаранского языка в разговорной речи. В указанных аулах, в том числе и в с. Ерси, правители – беки владели азербайджанским языком или были азербайджанцами. Поэтому население также старалось усвоить язык своих правителей и подражать им.
На всех этапах истории ерсинцы отстаивали свою свободу и независимость в борьбе с завоевателями. Еще в составе Кавказской Албании они воевали с греко-римскими завоевателями. Об этом свидетельствуют некоторые находки. Во время проведения строительных работ на территории расселения ерсинцев найдены следы пребывания греко-римлян на этой местности. В частности, в сел. Ерси найдена подвеска – голова женщины из халцедона – полудрагоценного камня. Как полагают исследователи, это памятник греческого происхождения. Памятник хранится в археологическом фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Подвеска на территорию расселения ерсинцев могла попасть, по нашему мнению, в период походов римских легионов против Кавказской Албании.
Наиболее упорной и длительной была борьба жителей Ерси против парфян, сасанидов и арабов. О борьбе жителей Ерси против арабских завоевателей сообщает хроника «Дербенд-наме». В ней говорится, что командующему левым фронтом Абу Убейд Джаррах приказал: «Бери [с собой] двенадцать тысяч храбрых людей, идите в сторону Йерси, Кемаха, сражайтесь и опустошайте Табасаран». Жители Ерси оказали ожесточенное сопротивление арабским завоевателям. Несмотря на это вражеские войска «повоевав и разорив Йерси, Кемах, Арах и вилайет Табасаран, они привели [оттуда] сорок тысяч [голов] скота, двенадцать тысяч пленных. Абу Убейда распределил эту добычу мусульманским воинам».
Походы на табасаранские села, в том числе и на Ерси, продолжались в период сельджукских и татаро-монгольских нашествий и позже. Согласно преданиям (Аскеров Исмаил 80 лет), жители Ерси боролись против татаро-монголов и особенно против сефевидов и турок. Сопротивление жителей села явилось причиной жестокой расправы татаро-монгол с жителями с Ерси. Каждый второй из взрослого населения был убит. У жителей Ерси и окрестных сел сохранилось много преданий о том, как на хирманы – места для молотьбы зерна - монгольские военачальники сгоняли женщин с грудными младенцами, связывали их и топтали копытами коней.
В памяти пожилых ерсинцев сохранились предания также о борьбе с полчищами Надир-шаха и другими завоевателями.
Основными видами занятий населения жителей Ерси были земледелие и скотоводство.
У ерсинцев было множество обычаев и празднеств, непосредственно связанных с древним земледельческим культом. Основными сельскохозяйственными культурами ерсинцев являлись пшеница, ячмень, полба, просо, конопля и др. Жителям с. Ерси были известны двухпольная и трехпольная система севооборота. Создавали оросительные системы, применяли удобрения – навоз, золу.
Для обработки полей употребляли деревянную соху с железным лемехом, называемую «хыш» (плуг). Подобное пахотное орудие было распространено и у остальных дагестанских и кавказских народов.
Успешное возделывание хлебов значительным образом было связано с применением искусственного орошения. Хлеб с полей убирали серпами, молотили специальными досками. Зерно молотили на ручных и водяных мельницах. На ручных мельницах перемалывались пшеница, полба, кукуруза и ячмень на крупу.
Другим основным занятием жителей с. Ерси было скотоводство. Как и во многих табасаранских селениях, здесь издавна разводили крупный и мелкий рогатый скот.
Большое место в хозяйстве жителей с. Ерси занимало садоводство. В источниках приводятся сведения о фруктовых садах ерсинцев.
Местные кустари в основном снабжали жителей села почти всем необходимым – орудиями труда, одеждой, обувью, предметами домашнего обихода. Женщины изготовляли сукна, шерстяную обувь, ковры, сумки, паласы.
Ковровщицы сами изготовляли пряжу, растительные краски. Жители Ерси разводили красную краску – хунбуягъ. Развитию ковроделия и прочих обрабатывающих шерсть промыслов способствовало овцеводство.
В с. Ерси изготовляли различные изделия из дерева: сельскохозяйственные орудия, транспортные средства: арбы, плуги, сани. Вблизи Ерси расположен лесной массив – Бенд.
Несмотря на различные занятия, многие жители Ерси нуждались в дополнительных источниках существования. Таким источником являлось отходничество. Одновременно оно являлось прогрессивным явлением в социально-экономической жизни жителей села
Большой интерес представляет изучение социальных отношений сел. Ерси. Здесь жили как выше отмечено различные тухумы, в том числе и выходцы из других селений Табасарана и некоторых других районов.
С них взыскивали налог и за пользование лесным участком «Бенд Меше». В селе было немало лиц, у которых все имущество составляло 10-15 руб. Тяжелое положение заставляло ерсинцев бороться против беков, аульской верхушки. По преданиям старожилов, приблизительно в конце XVII– начале XVIII в. раяты из с.Ерси восстали против бекского произвола и убили местного бека. За это они были сурово наказаны: двое были убиты, несколько человек вместе с семьями изгнаны из села.
Жители Ерси, как и жители селений Хели-Пенжик, Цанак, Лидже отбывали подати и повинности своему беку Залбеку. В 1840 г. Залбек Ерсинский был выслан на жительство в Россию.
Согласно статистическим данным 1866г. в Ерсинское общество входили, Екрах, Зиль, Татиль. Общее число жителей общества составляло 1545 человек.
Сел.Ерси являлось центром Северо-Табасаранского наибства Кайтаго - Табасаранского округа.
С присоединением к России положение трудового народа еще ухудшилось, о чем свидетельствуют архивные документы.
Ерсинцы создали самобытную культуру. Памятниками культуры являются надмогильные камни, которые украшены красивой резьбой, а также высококачественные ковры с оригинальными рисунками. О культуре свидетельствуют и памятники резьбы по дереву.
С проникновением ислама в Ерси была построена мечеть.
Некоторые из ерсинских арабистов не только писали на арабском языке и создавали на нем произведения, но и занимались переводами с арабского на табасаранский и азербайджанский языки произведений восточных авторов.
В ауле жили арабисты, которые учились у дагестанских ученых и за пределами Дагестана - в Ширване, в арабских странах. Это Абдула Рамазан оглы, Муса Исмаил оглы и др.
В Ерси известными алимами были Ибрагимов Казимагомед, Касум эфенди и др.
Имена ученых из сел. Ерси названы в словаре биографий мусульманских ученых X-XX вв. «Услада умов в биографиях дагестанских ученых».
В Ерсах жили певцы, поэты. Один из них – это поэт Магомед-Мирза Табасаранский.
У ерсинцев немало эпических произведений, которые повествуют об исторических событиях и общественных явлениях. Например, песни о борьбе против иноземных завоевателей, полчищ Надир-шаха и др.
Среди ерсинцев популярны были образы Лейли и Меджнуна, Асли и Керема, поэма «Ашуг – Гариб». Многие восточные сказания стали достоянием фольклора ерсинцев.
С присоединением Дагестана к России жизнь ерсинцев тесно связана и с русским народом. Это явление имело значение для проникновения сюда передовой русской культуры. Большим культурным явлением в жизни жителей Ерси, как и всех жителей Табасарана, было открытие начальной школы в селе в 1904г. Все это положило начало прочному приобщению ерсинцев к культуре русского народа. Ерсинцы учились в училищах Кайтаго-Табасаранского округа – в Маджалисе, Дешлагаре (Сергокале), а также Темир–хан-Шуре.
Такова краткая история села Ерси.

Комментарии:

Комментарии  

0 #2 Железнодорожник 09.09.2017 17:43
Согласен, ерсинцы - табасаранцы, но почему там в школе преподают азербайджанский язык, а не табасаранский?.
При нашем молчаливом согласии, табасараны села Ерси по языку уже стали азербайджанцами .
Цитировать
0 #1 Фарид 08.09.2017 15:56
ни одного слова не сказано об ашуге Эфенди,он известен по всему южному Дагестану.Автор у посоветовал бы подумать об этом человеке(его сейчас нет среди нас) и написать о нем другую статью
Цитировать

f1 in1 ok1 t1 v1 y1

Top